Маркетинговый аудит, это комплекс мероприятий, направленных на ознакомление компании Исполнителя с бизнесом Заказчика, для последующей совместной работы и определения стоимости этих работ.
Целью маркетингового аудита может являться:
- Поиск проблемных мест в маркетинговой политике компании.
- Подготовительный этап к построению стратегического плана маркетинга.
- Приведение «в порядок» работы отдела маркетинга.
- Иные задачи оговоренные между Исполнителем и Заказчиком.
Вне зависимости от целей проведения аудита, он имеет минимальный набор «процедур».
Минимальный план-содержание маркетингового аудита, вне конкретной задачи:
- Построение портрета целевой аудитории на основании реализуемой продукции/товара/услуги.
- Анализ графика выхода рекламных материалов (акций, презентаций и т.п.).
- Анализ «содержимого» рекламной компании.
- Анализ каналов распространения маркетинговой информации.
- Анализ взаимодействия отделов компании отвечающих за: закуп, хранение и сбыт продукции.
- Анализ работы персонала (управляющего, торгового, отдела сбыта, офис-менеджеров) с точки зрения маркетинга.
- Анализ эффективности проводившихся ранее рекламных компаний.
- Анализ ценовой и ассортиментной политики (при наличии у Заказчика данных о конкурентах).
Итоговое заключение выдается в виде документа свободной формы, содержащее следующие данные:
- Соответствие проведенных рекламных компаний к целевой аудитории.
- Эффективность рекламных компаний.
- Состояние «внутреннего маркетинга» компании.
- Перечень основных успешных и безуспешных мероприятий, на соответствие целям и задачам компании.
- Краткое описание компании и ее возможностей/ресурсов.
При постановке специальной задачи перед «аудитором», перечень плана-содержания изменяется в соответствии с целью аудита. Изменение данного плана, так же производится с учетом специфики работы компании Заказчика.
В случае, когда компания не в состоянии аргументировано ответить на вопросы (…да мы всегда так работаем…/…а мы так считаем…/ и т.д.) риск вложения средств компании в собственное развитие становится максимальным. В этом случае аудит становиться практически бессмысленным, т.е. приобретает статус статистического наблюдения (фиксатора свершившихся фактов). Этот момент является отправной точкой, для перехода к плановой работе предприятия, желающего развиваться в новых обстоятельствах.
Проведение маркетингового аудита предприятия (пример).
Данный вид маркетингового исследования вторичной информации сети столовых «ХХХ», направлен на оценку сегодняшнего состояния маркетинга сети и определении стоимости работ для построения комплексного плана маркетинговых мероприятий на последующие периоды. Исследование позволит построить объективную картину сегодняшней ситуации на предприятии и ответить на ряд вопросов.
Первый этап - анализ вторичной информации, полученной от уполномоченного представителя сети столовых «ХХХ» (далее Заказчика), а так же сбор дополнительной информации внутри компании.
В итоге можно:
Дать характеристику рекламно-презентационной деятельности компании, путем выявления данных:
• Объемы затрат на самопрезентацию.
• Оценка презентационных материалов.
• Каналы и объемы распространения презентационной информации.
• Зависимость между объемами продаж и произведенными затратами на продвижение компании.
Сделать анализ данных о пунктах питания:
• Расположение (географическое).
• Оформление наружной и внутренней части пункта питания.
• Функциональность зала/ов.
• Функциональность рабочих помещений.
Провести анализ зависимости загрузки предприятия и прибыли:
• Выгрузка необходимой информации из программы учета, установленной на предприятии. Перечень необходимой информации и расстановка контрольных индексов оценки.
• Разбивка данных работы пункта питания на контрольные периоды (общий срок последние полные 3 месяца, из которых берется 2-я и 4-я полная неделя).
• Составление данных по критериям с интервалом оценки каждые 30 мин. В данный интервал времени входят данные: стоимость среднего кассового чека, количество человек сделавших заказ, ассортиментные объемы реализации.
• Оценка мощностей производства, проходимости залов и ассортимента блюд.
• Составление полученных данных в аналитическую таблицу (график) недельного/месячного/квартального посещения с почасовой/посуточной детализацией.
Итогом первого этапа работ будет являться отчет, описывающий:
• Объективную картину посещения пункта питания.
• Востребованность той или иной ассортиментной позиции во временном промежутке.
• Пиковые часы и дни посещений.
• Выводы о возможностях пункта питания и рекомендации по ассортименту блюд во временном интервале.
• Эффективность маркетинга на предприятии.
• Функциональность используемых помещений.
На основании отчета будут сформированы (в зависимости от задачи) варианты второго этапа - последующей работы:
1. План по разработке комплексных маркетинговых мероприятий направленных на построение технологии развития сети и рассчитана стоимость данного плана.
2. План рекламных мероприятий, направленных на увеличение проходимости залов/повышение уровня узнаваемости бренда и т.п.. С расчетом итоговой стоимости разработки комплекса рекламных мероприятий.
3. Сформирован пакет документов, для самостоятельного преодоления выявленных несоответствий.
При выборе вариантов 1 или 2 стоимость первого этапа включается в стоимость последующей работы.